Дистанционный опрос счётчиков электроэнергии, как правило, не требует применения высокоскоростных модемов 3G/4G вследствие малых объёмов данных. Сегодня для беспроводного учёта электроэнергии чаще всего используют модемы с передачей данных по каналам GPRS и CSD. В этой статье мы рассмотрим, что необходимо для опроса счётчиков электроэнергии по сети GPRS и какие схемы подключения при этом можно использовать.
О том, как работает технология GPRS и в чем её преимущества перед другими GSM-технологиями для передачи данных – читайте в статье «Преимущества технологии GPRS в системах учёта ресурсов».
Что необходимо для опроса счётчика по GPRS?
Для опроса счётчика электроэнергии по сети GPRS потребуются:
-
Счётчик электроэнергии с интерфейсом для подключения модема. Одни из наиболее популярных – электросчётчики «Меркурий» и «Энергомера».
-
Модем (терминал), который подключается к счётчику и организует канал связи GPRS. Подключение модемов к счётчикам электроэнергии, как правило, происходит по интерфейсу RS-485, следовательно, вам необходимо выбрать GPRS-модем с соответствующим интерфейсом.
-
SIM-карта любого сотового оператора с возможностью передачи данных через GPRS-интернет. В некоторых случаях могут понадобиться SIM-карты со статическими IP-адресами (подробнее – в разделе «Схемы подключения»).
-
Сервер с установленным программным обеспечением (ПО) и доступом к сети интернет для дистанционного сбора показаний со счётчиков.
GPRS-терминалы TELEOFIS для опроса счётчиков электроэнергии
Для удалённого опроса счётчиков электроэнергии по технологии GPRS компания TELEOFIS уже более десяти лет выпускает GPRS-терминалы серии WRX с интерфейсами подключения RS-485, RS-232 и RS-422. Они поддерживают передачу как по технологии GPRS, так и по каналу CSD (резервный канал).
Терминалы WRX установлены и бесперебойно работают на многих АСКУЭ России и ближнего зарубежья, в крупнейших электросетевых и энергосбытовых компаниях. Это один из самых любимых и популярных продуктов среди наших клиентов:
-
Устройства надёжны, так как поддерживают многоуровневое резервирование канала связи.
-
Никаких АТ-команд для регистрации в сети в терминал отправлять не нужно.
-
Терминалы имеют программу конфигурации с возможностью настройки около двухсот параметров (SIM-карт, подключения, расписания, последовательного порта и др.) для удобного управления устройством.
-
Поддерживают групповую дистанционную настройку, что особенно важно для диспетчеризации большого количества устройств.
Схемы подключения
Как мы отметили выше, технология GPRS подразумевает клиент-серверную модель взаимодействия, следовательно, одно устройство в сети должно быть TCP-клиентом, а другое – TCP-сервером. Важно помнить, что устройство «Сервер» всегда должно иметь статический IP-адрес, по которому к нему будут подключаться устройства «Клиенты».
Рассмотрим основные схемы подключения к электросчётчикам по интерфейсам RS-485 с использованием GPRS-терминалов TELEOFIS серии WRX.
Схема 1. Терминал «Клиент» – Сервер опроса «Сервер»
Это самая простая и наиболее используемая схема, так как она не требует подключения дополнительных устройств. Её можно использовать в том случае, если диспетчерский ПК имеет статический IP-адрес, а программа опроса может принимать входящие подключения, то есть работать в режиме сервера.
Терминал WRX, подключенный к счётчику по интерфейсу RS-485, настроен на работу в режиме «Клиент». С программой-конфигуратором WRX Configuration Tool настройка не займёт у вас много времени. Программа опроса на диспетчерском ПК работает в режиме «Сервер». Терминал подключается к ПК-серверу по IP-адресу и порту и создаёт прозрачный канал связи между счётчиком и программой опроса.
Схема 2. Терминал «Клиент» – терминал «Сервер»
Эту схему можно использовать, если сервер опроса не может работать в режиме «Сервера». В этом случае к диспетчерскому ПК можно подключить ещё один терминал WRX и настроить его как «Сервер». Терминал на стороне счётчика настраиваем, как и в предыдущем случае, на режим «Клиент».
Для терминала «Сервера» вам потребуется приобрести SIM-карту со статическим внешним или внутренним IP-адресом. Два терминала образуют прозрачный канал связи, через который программа опроса получает показания.
Схема 3. Терминал «Сервер» – программа диспетчеризации «Клиент»
Ещё одна часто используемая схема, если программа опроса не умеет работать в режиме сервера или не имеет выхода в интернет. Терминал можно настроить на работу в режиме «Сервера», однако вам понадобится SIM-карта с внешним статическим IP-адресом. Программа опроса в этом случае работает как «Клиент» и подключается к терминалу «Серверу».
Для этой схемы возможен ещё один вариант подключения. Если сервер опроса по каким-то причинам не имеет выхода в интернет или должен работать только в локальной сети, вы можете подключить к ПК USB-модем или роутер (например, роутер 4G TELEOFIS LT40) и настроить закрытую подсеть, используя специальную услугу для безопасного беспроводного соединения – «Выделенный APN». Это решение будет максимально безопасным и недорогим.
Схема 4. Терминал «Клиент» – программа диспетчеризации «Клиент»
Если же ваше ПО для опроса может работать только в режиме «Клиент» и вы не хотите приобретать SIM-карты со статическим IP для работы терминала в режиме «Сервер», можно использовать ещё одну схему подключения – соединение удалённых устройств с помощью бесплатного облачного сервера TCP-соединений M2M24 от компании TELEOFIS.
В этой схеме оба узла системы учёта работают как «Клиенты». Терминал на стороне счётчика устанавливает соединение с сервером M2M24, а диспетчерский ПК с помощью специального ПО M2M24 Gateway подключается к этому же серверу M2M24 с другой стороны. Тем самым образуется канал связи. Подробнее о подключении с помощью сервера M2M24 читайте в статье «M2M24 – программа для подключения к GPRS-терминалам с «серыми» IP-адресами».